ГАЗЕТА ФЕОДОСИЙСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА "ПОБЕДА"


С Днём рождения, Богом данная!

ВЕЧНЫЙ   ГОРОД
  Шестой год Владимир Шайдеров - градоначальник Феодосии. Встреча с ним на страницах газеты в День города традиционна.
Как прошел год? С чем город подошел с празднику? Об этом рассказывает феодосийский городской голова. Дела складывались по-разному, были взлёты и были разочарования, но в основном результаты проделанной работы радуют. Хотя судить о них, давать оценку дано право феодосийцам, гостям города. Приятно отметить, что по темпам развития, по уровню благосостояния и подъему имиджа региона немногие города смогут с нами сравниться. Но мы сами зарабатываем средства на строительные, реставрационные работы, решение социальных вопросов. Вы посмотрите, сколько строительных фирм в регионе выросло и как здорово они работают! К празднованию Дня города приурочена сдача станции скорой помощи, нового жилого дома, квартиры в котором будут предоставлены очередникам.
Хорошими темпами идет газификация региона. В минувшее воскресенье был дан газ в первые квартиры нижней части поселка Приморский, скоро он придет еще в семь близлежащих домов. Я уверен, что в этом году мы закончим строительство девятого пускового объекта. Газификация - это наш самый большой успех, который осуществляется благодаря Президенту страны Леониду Даниловичу Кучме, стоявшему у истоков прихода природного газа в регион.
Многие годы в городе жила идея открыть дом престарелых. Кто-то ее поддерживал, кто-то, наоборот, отмахивался, ссылаясь на дороговизну проекта и нехватку средств. Мы приступили к ее реализации, нашли людей, которые будут помогать. Они с уважением и состраданием относятся к старшему поколению. Это вселяет уверенность, что к концу года данный объект будет завершен.
Сложно быть градоначальником, но в то же время интересно. И надо просто люблю -свою работу, как люблю ее я. Хотелось бы, чтобы все так относились к своему делу. Тогда условия жизни у нас будут, как в Германии, Франции, Америке. Мы часто завидуем другим, но, по большому счету, нам должны завидовать и уже завидуют. В Феодосии гостит президент итальянской провинции Бергамо Валерио Беттони. Он познакомился с регионом, его достопримечательностями, предприятиями, увидел наши знаменитые пляжи. Так он искренне выразил восторг: "Какие вы счастливые, богатые люди". Знаете, я не мог с ним не согласиться. Но и пожелал: Ваши слова - да Богу в уши. Чтобы он вразумил нас, что сегодня надо работать на совесть, нельзя сидеть и ждать, что придет кто-то и все сделает за тебя. Только тогда мы станем самыми счастливыми, самыми богатыми. А пока мы только счастливые, потому что живем в этом городе у моря.
Город - это маленькое государство в большой стране. Регионами приумножается экономическая мощь и стабильность государства: есть развитие городов, значит, и страна развивается, движется вперед.
Наш город древний, но он и молодой. За две ( половиной тысячи лет поменялось множество поколений, а город стоит там, где и был заложен. Феодосия - город вечный, город будущего, дающий возможность проявить себя. Здесь феодосийцы полу образование, обретают профессию, женятся, растят детей, воспитывают внуков. Так давайте проявлять себя на благо города, давайте с любовью относиться к нему.
Мне хотелось бы обратиться ко всем феодосийцам и поблагодарить их за понимание, за уважение к городу, друг к другу и к нашим гостям. Я желаю всем благополучия, спокойствия, уверенности н завтрашнем дне, хорошей работы и приличной зарплаты, чтобы была крыша над головой, чтобы рядом были близкие и родные, чтобы радовали дети и внуки, чтобы каждое утро не покидало желание идти на работу. Пусть в свой день город будет наполнен улыбками и добрыми словами, пусть признания в любви к Феодосии звучат отовсюду.

Венера РАЗУМОВСКАЯ

26.07.2003

Гений города
Город - это не только улицы, площади и скверы. В первую очередь,
это люди, населяющие его, формирующие его лицо и, если хотите, имидж

Покопайтесь у себя в голове и вы непременно вспомните непреложные "истины": Одесса - город юмористов и представителей интеллектуальной национальности, Петербург полон истинных ценителей прекрасного, утомленных своим эстетством, Москва на взгляд некоторых вообще большая деревня. Феодосии в этом смысле повезло больше: мы избежали печальной славы южных туземцев, выколачивающих
последние деньги из наших несчастных гостей. Слава Богу, Феодосия в первую очередь известна как город художников. И заслуга в приобретении такого реноме, без сомнения, принадлежит художнику номер один, маэстро, щедрому и непредсказуемому человеку - Ивану Константиновичу Айвазовскому. Мастер и город - такова тема нашей беседы с директором Национальной картинной галереи Айвазовского
Татьяной ГАЙДУК.
- Татьяна Викторовна, все новое всегда вызывает пристальный интерес окружающих. После этого наступает пора неизбежного привыкания, и только затем жизнь расставляет все точки над "i". Как скоро резиденция Айвазовского стала "первым домом" города?
- Практически с момента постройки. Конечно,тот или иной дом сам по себе не играет знаковой
роли. Главное - это человек, хозяин, его позиция и деятельность. Не забывайте, что Айвазовский
принял решение о постоянной жизни в Феодосии будучи уже всемирно известным художником.
Он многого достиг, имел могущественные связи при дворе и в сановном Санкт-Петербурге. И, со-
ответственно, мог многое сделать не только для себя, но и для города, и для региона в целом.
- Итак, Айвазовский прочно обосновался на своей родине. Как восприняли этот факт "отцы" города и светская Феодосия?
- На этот счет не сохранилось воспоминаний, но есть масса косвенных сведений, по которым мы
можем судить о связанных с этим фактом событиях, произошедших в жизни Феодосии. Ведь недаром
англичане говорят: "Детали создают всю картину". Представьте себе Феодосию середины девятнадцатого века: провинциальную, пыльную, незеленую. Для города это время было периодом глубокого застоя,стагнации. Да, существовал порт, но он в те времена не процветал. Да и ничто тогда в Феодосии не процветало. И вдруг на окраине появляется дом, построенный по образу и подобию итальянской загородной виллы эпохи Возрождения. Место романтическое: рядом море и река, правда, пересыхающая в летнюю пору - теперь по ее руслу проложена Галерейная улица. Культурный слой в городах растет очень быстро: для современников Айвазовского его вилла была приблизитель-
но на метр выше. И главная достопримечательность в этом доме - сам хозяин. В конце концов,
именно жизнь самого художника является самым главным артефактом. Без преувеличения, само появление Айвазовского в захолустной Феодосии было событием из ряда вон выходящим.
Отметим, что в то время понятие "художник" значительно отличалось от нынешнего. Художник в девятнадцатом веке - властитель дум, его произведения важны не только с эстетической точки зрения, но и как источник информации. Они во многом выполняли функции нынешней прессы и телевидения. Скажем, мы любуемся картиной Айвазовского "Ледяные горы", не думая о том, что для феодосийцев той поры это был едва ли не единственный источник информации об Антарктиде и о событии, которому и посвящено само полотно - столетии открытия ледового материка.
Итак, роль художника в то время была огромна. Неудивительно, что повседневная жизнь мэтра была
покрыта флером таинственности.Он постоянно работает, он весь в творчестве, он - денди. Находи-
лись молодые люди, желающие учиться у маэстро, организовалась своеобразная школа. А где учени-
ки и последователи, там возникает и ореол почитания и обожания...
Если добавить к сказанному выше большое количество высокопоставленных гостей из столиц, то понятно, что в жизни феодосийского "света" с возвращением Айвазовского много изменилось. А отразилось ли каким-либо образом "соседство" с гением для обычных феодосийцев? Речь идет не о та-
ких хрестоматийных примерах,как хлопоты Айвазовского о реконструкции порта и проведении в город железной дороги или даре Феодосии питьевой воды из имения в Субаше, а о непосредственных контактах художника с горожанами.
- История сохранила для нас черты Айвазовского-человека. Художник был столь же щедрым, сколь и малопредсказуемым. Он легко дарил подарки людям прямо на улице, если видел, что совершается бракосочетание или ожидается прибавление семейства. Он дарил как крупные суммы денег, так и земельные участки, а порой и целые дома. Но дары из рога изобилия сыпались не всегда.Иногда, зная о щедрости Айвазовского, некоторые хитрили, приходя к нему и жалуясь на бедность (хотя, может, иные и впрямь были бедны). А дальше было дело случая. Иван Константинович вполне мог легко придти в ярость и выгнать просителя, надеющегося на манну небесную, со словами: "Идика поработай". Достигший многого не только благодаря собственному таланту, но и упорному труду, Айвазовский не жаловал бездельников.
Приятно отметить, что традиции, заложенные Айвазовским - любовь к родному городу, неподдельное участие в судьбах горожан, бескорыстная помощь, - имеют продолжение и в наши дни.
Достаточно посмотреть на изменения, происходящие с Феодосией уже на протяжении пяти лет,
чтобы придти к выводу, что нашему городу в ближайшем будущем застой не угрожает.
ГЛАВНАЯ ТАЙНА АЙВАЗОВСКОГО
По большому счету, жизнь и творчество Айвазовского мало исследованы и таят немало темных
мест. Одним из таких вопросов является происхождение художника. То и дело в печати появляются "сенсационные" сведения о якобы турецком происхождении Ивана Константиновича, который,будучи ребенком был спасен армянским жителем Измаила. Что ж, масштаб фигуры художника таков, что многие народы были бы счастливы почитать его своим соплеменником. Но само творчество Айвазовского говорит о необоснованности выводов о его турецких корнях. Иван Константинович не переставал возмущаться многочисленными фактами притеснения его соотечественников на территории Османской империи, обэтом говорят и его работы - такие как "Остров Крит", изображающая эвакуацию армянского
населения кораблями Российского императорского флота. Да и в конце концов на последней, незаконченной картине художника изображен взрыв турецкого корабля греческими патриотами.
Не в восторге от турецкой "версии" и в семье Айвазовского. По словам Татьяны Гайдук, прапра-правнук художника Дэвид Миллер, посетивший в прошлом году Феодосию,был крайне возмущен, когда в одном из стамбульских музеев ему с гордостью рассказали о великом турецком художнике Айвазов-
ском. Впрочем, легенды живучи...Да и какой гений без легенд?
Евгений ХАКНАЗАРОВ.

26.07.2003

"Полвека в виноделии
Фамилия главного винодела завода "Коктебель" воспринимается как наследие феодосийской античности. На самом деле с местной древностью предки Феликса Перикловича Феодосиди никак не связаны.
Когда он переехал на работу с Кавказа в Крым, первое впечатление было не в пользу нашего полуострова. Но вот уже почти сорок лет трудовой биографии винодела Феодосиди отданы крымской земле.
Ещё одно совпадение - День города Феодосии и день рождения Феликса Перикловича приходятся на конец июля. Через несколько дней в Доме культуры посёлка Щебетовка, где живет основной костяк работников завода "Коктебель", будут отмечать двойной юбилей главного винодела - 70-летие со дня рождения и 50-летие его работы в винодельческой отрасли.

С легендарным Македонским
Его юбилеем начинается череда памятных дат известнейшего крымского предприятия - завода марочных вин и коньяков "Коктебель". Это хозяйство - ровесник мирной жизни послевоенной Феодосии. В 1944 году была освобождена деревня Отузы, которую назвали Щебетовкой по фамилии советского солдата-освободителя. В сорок четвёртом же родился совхоз, которому было суждено прославить Крым. Будущей весной заводу "Коктебель" исполнится 60 лет.
Чуть раньше, в феврале 2004 года, - 100-летний юбилей создателя этого хозяйства. Его фамилия - тоже "историческая", несёт отзвук славы древней династии героических полководцев. Михаил Андреевич Македонский также был незаурядным воином и командиром. Он командовал Южным соединением крымских партизан в годы Великой Отечественной войны. А потом возглавил винсовхоз "Коктебель" и вывел его в процветающие предприятия.
Многие удивлялись решению Македонского принять такую неказистую развалюху. Легендарный партизанский командир мог заслуженно рассчитывать на большее. Но он выбрал землю.
Точно так же удивлялись решению молодого перспективного винодела с Кавказа переехать в заушливую киммерийскую степь.
Точно так же удивлялись решению молодого перспективного винодела с Кавказа переехать в засушливую киммерийскую степь. Македонский узнал о нём от своих специалистов, которые учились с Феликсом Феодосиди в старейшем винодельческом училище на Ставрополье. Македонский умел заражать перспективами. И Феликс Периклович решился.
Нелегко было поначалу обходиться без привычного круга знакомых, друзей, родственников. Что греха таить, был момент, когда хотел вернуться обратно, в совхоз "Коктебель" на Ставрополье, где за десять лет прошёл путь от бригадира до начальника цеха. Но Македонский убедил остаться.
К тому времени, а это был 1965-й год, совхоз-завод "Коктебель" стал вполне сложившимся предприятием. Собирали по 14-15 тысяч тонн винограда.
Каким он был, легендарный Македонский?
- И строгим, и добрым. Сделает замечание и тут же поддержит, проявит благородство. Сам был от земли, работал батраком. Знал жизнь, людей. Постоянно находился на производстве, -вспоминает Феликс Периклович.

Коктебельские краски в винной палитре
Виноделие - отрасль особая. Хлеб можно печь каждый день. Не удался сегодня, получится завтра. А виноделие - процесс длительный, и ошибку уже не исправишь. Придется ждать до следующего урожая.
Каждый год ведёт себя по-разному. Вино - продукт местности. Его содержание и качество зависят от состава почв, температуры воздуха, влажности, количества солнечных дней. По оценкам агрономов, только у нас, на юго-востоке Крыма, до 80 разновидностей почв. За рубежом учитывают даже то, с какого склона собран виноград. Вот почему винодельческие предприятия Крыма имеют каждое свою нишу в потребительском рынке и ничуть не перебивают славы друг друга. Какой бы известной ни была "Массандра", коктебельские вина - совершенно особые краски в винной палитре.
- Там вина более насыщенные, несколько более тяжеловатые. У нас, по мнению потребителя, более питкие напитки, - отвечает главный винодел на вопрос, что же отличает их вина от прославленных "Массандры" и "Магарача". - Коктебельская зона - особенная. Карадаг - вулкан, и местами почва - вулканического происхождения. Она более благоприятна для выращивания винограда.
Когда Феликс Периклович приехал на работу в "Коктебель", марочных вин здесь почти не производили. Во всём мире марочная продукция занимает в виноделии от 3 до 5 процентов, остальное - ординарные вина. Марочное вино - дорогой продукт, недаром до революции бутылка вина стоила 8 рублей, а корова - 2-3. Качественное вино было доступно далеко не каждому.
Под руководством Феликса Перикловича Феодосиди созданы крупные мощности по выдержке марочных виноматериалов", значительно улучшилась технология их приготовления, организация труда, повысилось качество выпускаемой продукции.
В 1970 году было окончено строительство подвалов для выдержки марочных вин. За 15 лет эти подвалы оснастили дубовой тарой на 1 миллион 200 тысяч дал. Мощность по выдержке марочных вин доведена до полутора миллионов дал.
Построены коллекционный подвал на полмиллиона бутылок, цех обработки холодом виноматериалов с компрессорной, цеха мадериза-ции с солнечной площадкой и солярием, хранилище для выдержки коньячных спиртов. Производительность цеха розлива, оснащенного современным итальянским оборудованием, - 6 тысяч бутылок в час.
За счет увеличения выхода вино-материалов с одной тонны винограда завод дополнительно получает 5-6 тысяч дал виноматериалов в год.
Сегодня много разговоров о вырождении известных сортов винограда. Но те хозяйства, которые занимаются вопросами марочного виноделия, их сохраняют. В "Коктебеле" в производстве - до 30 сортов винограда.
Было время, когда красные сорта вин не особенно пользовались спросом. Теперь больше повернулись к красным. Это каберне, саперави, группа пино.
Специалисты пишут, что площади виноградников угрожающе сокращаются. Вместо 150 гектаров в Крыму сегодня тысяч 30-35. Но, по мнению главного винодела, есть тенденция к улучшению, особенно в южнобережной части. Когда отечественные предприятия смогут отказаться от покупки вино-материалов за границей?
- Надо заниматься виноградарством, вкладывать большие средства, - отвечает Феликс Периклович. - На следующий год после посадки виноград урожай не даст, это не пшеница, от которой тут же получишь отдачу. Чтобы виноградник плодоносил, надо минимум 5 лет, а чтобы получить качественные виноматериалы, ещё 5. Как всё живое, вино должно набрать корень, силу, а это очень затратно. Раньше развивать виноградарство помогало государство.

Золотые рекорды "Коктебеля*" О золотых рекордах "Коктебеля" в своё время рассказывала даже Большая Советская Энциклопедия.
Высших наград были удостоены рекордные сборы винограда и уникальные вина, марки которых гремят далеко за пределами нашего государства. 
Разве можно рассказать, как рождаются стихи? Или музыка? Так, наверное, и вино. Это всегда труд большого коллектива. Причем, многолетний. Нужно тонко знать сорт винограда и почвенно-климатические условия, много лет наблюдать, прежде, чем создать марочное вино. Проходит 5-8 лет, чтобы создать и утвердить новую марку.
На счету главного винодела "Коктебеля" - множество вин, ставших визитной карточкой предприятия и всего Крыма. Интересно, какое вино у него - любимое?
- Любимого нет, - смеётся он.
Очевидно, главный винодел не может этого себе позволить. Он должен все вина оценивать достойно.
Приготовление вина требует не только глубоких технических знаний. Отношение к виноделию должно быть сродни отношению к подлинному искусству. Поэтому профессия виноградаря и винодела шире, чем просто специальность. Это образ жизни, ее глубокое осмысление. Только тот, кто ориентируется на настоящие ценности - любовь к родной земле, труду, природе, уважение к истории своего народа, к накопленной им мудрости, - способен овладеть секретами приготовления этого поистине божественного напитка. Чтобы передать живую душу вина, нужно самому быть человеком мудрым. Качество вина отражает наши собственные качества, нашу культуру.
Вино - живой, природный продукт. Виноград берёт соки из земли, поэтому оно богато огромным количеством микроэлементов.
Лечение виноградом и вином известно с глубокой древности. Это великолепное универсальное лекарство. Хорошо бы возродить это направление, возить туристов лечиться на виноградники под контролем врачей.
- Возможно, надо этот вопрос будировать, - соглашается Феликс Периклович.
Он приводит цифры, что в Украине на душу населения приходится около литра вина, 200-300 граммов шампанского и 100 - коньяка. Это очень мало.

Недавно в Москве открылся магазин "Крымские вина". Там, наряду с продукцией "Массандры", "Нового Света" и других крымских предприятий, широко представлены вина "Коктебеля". Скоро, вслед за Феодосией и Гурзуфом, фирменные магазины появятся в селе Береговом и столице Украины. В Киеве планируют открыть целый комплекс, с дегустационными залами, чтобы знакомить население с качественной продукцией и прививать культуру употребления этого напитка, который древние не случайно считали кровью богов за его целительные свойства.
Специалистами совхоза разработаны новые марки вин - мускат белый Коктебель (1968), мускат Кара-Даг (1990), алиготе Коктебель (1998), каберне Коктебель (1998), бастардо Киммерия (1998), коньяки Коктебель (1968), Крым (1974), Кутузов (1992). Марочные вина и коньяки завода "Коктебель" участвуют в международных выставках-дегустациях, конкурсах. Благодаря высокому и стабильному качеству, они удостоены четырех Гран-при, 84 золотых, 23 серебряных и 9 бронзовых медалей. Главный винодел завода Феликс Периклович Феодосиди - член жюри Международных дегустаций Союза виноделов Крыма.
На памяти Феликса Перикловича, виноделов у них в роду не было. Зато его сын Константин, приехавший на завод после окончания московского вуза, уже - потомственный винодел Феодосиди.
Только постоянные творческие поиски приводят винодела к созданию прекрасного вина, процветанию отрасли. Труд заслуженного работника агропромышленного комплекса Крыма Феликса Перикловича Феодосиди, в результате которого появляются великолепные вина, дарит людям радость бытия, единения с природой, возвращает здоровье, продляет жизнь.
Лариса СЕМЁНОВА 
Фото Тамары БОВВА

26.07.2003

Уникальная выставка в музее древностей

В пятницу, 25 июля, накануне Дня города, в Феодосийском краеведческом музее впервые открылась выставка одной коллекции. Она называется Уникальные находки из курганов древней Феодосии и знакомит с археологическими материалами - результатами работы совместной украинско-французской экспедиции 1994 года.
Сама выставка небольшая - она занимает всего лишь одну витрину (кстати, специально для этой выставки собранную). В новой экспозиции представлены всего лишь три экспоната из фондов музея.
До сих пор они никогда не выставлялись на обозрение. Каждый из этих экспонатов принадлежит к шедеврам античного искусства.
Красногличяный сосуд соединяет в себе элементы амфоры, плоскодонного кувшина и эйно-хои, на его стенки нанесен растительный и геометрический орнамент. Возможно, эта вещь была сделана непосредственно в древней Феодосии. А две покрытые черным блестящим лаком красно-фигурные вазы-пелики IV в. до н.э. происходят из Аттики, области Древней Эллады, центром которой были знаменитые Афины. На пеликах, которые часто встречаются в археологических слоях поселений и некрополей на территории бывшего Боспорского царства, изображались сцены из древнегреческих мифов, связанных с Северным Причерноморьем. Интересны росписи наших ваз. На одной из них - сцена битвы мифических одноглазых аримас-пов, сидящих верхом на крылатых грифонах, со львиноголовым сфинксом. На второй пелике изображена богиня победы Нике, управляющая квадригой (четверкой) лошадей.
Экспонаты выставки датируются первой половиной IV в. до н.э., временем расцвета хлебной торговли Северного Причерноморья с городами древней Эллады. Античная Феодосия к тому времени превратилась в важный центр хлебного экспорта. Процветание нашего города в конечном итоге привело к соперничеству с Боспорским царством, войне между ними и подчинению Феодосии в 80-60-е гг. IV в. до н.э. Боспору. Все три находки среди других материалов были обнаружены в одном из курганов некрополя античной Феодосии летом 1994 года а ходе экспедиции, организованной Национальной Академией наук Украины, Академией наук Франции и Феодосийским краеведческим музеем. Целью исследований была проверка гипотезы феодосийского лесничего Ф.И.Зибольда (начало XX в.). Он полагал, что в древности питьевую воду жители города получали из специально устроенных искусственных конденсаторов. Результаты работ 1994 года убедительно доказали, что Ф.И.Зибольд принял за конденсаторы насыпи курганов античного феодосийского некрополя.
О феодосийской экспедиции 1994 года довольно много написано как в нашей стране, так и во Франции, снят фильм. Узнать об этих исследованиях больше можно, обратившись к книгам "Феодосия. Каффа. Кефе" Е.А.Катюшина, "Античная Феодосия" Э.Б.Петровой и статье "Раскопки на окраине Феодосии" Д.Бейсан-са, А.Жиода и других в сборнике "Археологические исследования в Крыму. 1994 год".
А желающих увидеть уникальные находки 1994 года приглашаем посетить Феодосийский музей древностей (краеведческий музей). Спешите! Новая выставка будет работать всего лишь неделю, до первого августа.
Андрей ЕВСЕЕВ, 
и.о. директора Феодосийского краеведческого музея 
Фото Тамары БОВВА

26.07.2003


Вернуться на Феодосийский Портал


Рейтинг@Mail.ru Come.RU Крымская баннерная сеть   Администратор узла: mari_ra@yahoo.com
Сведения об авторских правах.
Copyright © 1999-2003; Marina&Yuri Ryabtsun.
All Rights Reserved.
Любое использование материалов без разрешения авторов
является нарушением Закона об авторских правах.
Последняя проверка: Июль 29, 2003